Предмет, который ничего не означает и действие, которое равно само себе и не отсылает нас ни к чему иному – вот что по-настоящему невыносимо, недостижимо и притягательно для нас, людей, безнадежно захваченных интерпретацией, толкованием метафор и символов, платоническим возведением всего к умозрительному образцу, отравленных логоцентризмом слуг репрезентации, занятых чтением мира как послания, наделением всего проекциями своих желаний и страхов. Человек признает себя человеком, когда начинает читать и расшифровывать мир (в своих интересах) и видеть во всем сравнение, намёк, адрес, а то и символ. Человек это способ производства уподоблений, знаков и эмблем разного уровня сложности, предположительно связанных с его адаптацией к среде. Были ли попытки остановить этот процесс и посмотреть, что с нами будет: внутреннее молчание? убийственный ужас внеконтекстного? предельное наслаждение тождеством окружающей материи самой себе? Такие попытки саботажа интерпретации можно найти в некоторых буддистских упражнениях, но ближе – в современном искусстве, начиная с дюшановских реди-мейдов. Когда смотришь на сушилку для бутылок, выставленную в галерее, чувствуешь, что реальность перестала (здесь и сейчас) быть перманентным комментарием к нашей жизни и это очень особенное чувство. Но и в современном искусстве, конечно, это лишь отчасти удалось, потому что немедленно начался более сложный процесс интерпретации и все эти сушилки и аптечные шкафы начали восприниматься как проблематизация правил и границ самого искусства, его саморефлексия. То есть вряд ли полная остановка интерпретации и символизации возможна в принципе, но дерзкая мечта о таком отказе регулярно возвращается к нам и соблазняет некоторых из нас играть в эту игру. Эта мечта/игра и создает в зрителе современного искусства ценнейшее и важнейшее ощущение, что его всё равно одурачили, не смотря на все интерпретационные возможности, предлагаемые ему интеллектуалами. Без этого чувства неустранимого обмана совриск невозможен и ни за чем не нужен, но это обучающий обман. Тут просто стоит иметь в голове три шага: 1. Это интерпретируется не так (легкий шаг). 2. Это никак не интерпретируется, вообще не требует интерпретации, дает шанс этим не заниматься сейчас (чуть более сложный шаг). 3. Это = Всё и оно никак не интерпретируется и ни к чему не отсылает (невозможный утопический шаг полного саботажа).