Сохранять некоторую самоиронию

Все эти черты ресентимана не всеобщие. Но есть одна черта, которая кажется мне распространенной настолько, что это как будто бы делают все. Ну или почти все. Очень сложно вспомнить человека, который так не поступал и не рассуждал ни разу.

Я имею в виду моральное оправдание вынужденных обстоятельств. Ну то есть ты что-то потерял, чего-то лишился, куда-то не попал, чем-то обделен, откуда-то изгнан, куда-то не вхож и вот ты понимаешь вдруг, что вообще-то… это случилось только потому, что… ты лучше, чем тот, кто не потерял, не лишился, попал, наделен, взят, вхож.

Потеряв что-то (неважно, воображаемое или вполне осязаемое), ты начинаешь рассуждать так: это произошло потому, что я… не обучен воровать… не умею лгать… от природы благороден… воспитан иначе… выслуживаться тошно… по натуре не козёл… не готов лебезить и заискивать, суетиться и накапливать, выпячивать себя, предавать свои принципы, не считаться с совестью, идти по головам, перешагивать через других и т.п.

Потеряв что-то или просто не получив то, на что рассчитывал, ты становишься в моральную позу и выдаешь эту потерю за добровольный моральный выбор. Типа я слишком хорош для того, чтобы получить это и потому оно досталось тому, кто хуже меня в нравственном смысле.

Ты проиграл в лотерею, потому что ты святой, а не грешник. У тебя сгорел дом, потому что ты праведник, а не сволочь. Тебя не повысили на работе, потому что ты свободная личность, а не холоп какой-нибудь.

Это настолько привлекательная игра, что свою жизнь объясняют так более или менее все люди. Да, одни реже, а другие чаще, но хотя бы иногда каждый из нас. Эта игра прямо следует из нашего нарциссизма  и из желания ну не материальной, так хотя бы репутационной компенсации (в собственных глазах для начала).

Это всеобщий ресентиман. Он основан на базовом нарциссизме. Но лучше это хотя бы осознавать и сохранять некоторую самоиронию, чем отдаваться этой утешающей практике полностью.

То есть суть ресентимана не просто в смеси обиды, зависти, вины. Не просто в беспомощности: не будет им воздаяния на этом свете, может на том, но это не точно (одна из причин устойчивой веры в загробную жизнь – не исполненная на земле справедливость).

Вот суть ресентимана – своё вынужденное положение мы любим видеть как высокоморальный и добровольный выбор.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *