Если бы год назад кто-то задал мне вопрос: «Что такое метамодернизм?», я бы ответил, что никогда не слышал этого термина. Однако оказывается, что это относится к новому, мощному, зарождающемуся движению, которое блестяще отражает мою основную чувствительность (здесь метамодернизм можно рассматривать как разновидность культурной восприимчивости). Даниэль Гёрц — ведущая фигура в этом движении, и я счастлив быть соавтором этого блога с ним.
Самый простой способ концептуализировать метамодернизм — это рассматривать его как образ мышления, восприимчивость или культурный код, пришедший после постмодернизма. Таким образом, полезно кратко рассмотреть модернизм и его отношение к постмодернизму, который, в свою очередь, создает основу для понимания возникающего движения метамодерна. Модернизм — это образ мышления и культурный код, который сформировался в период появления современной науки и эпохи Просвещения (таким образом, он существует уже около 300 лет).
Он подчеркивает разум и рациональность, силу науки в расшифровке основополагающих истин о вселенной, капитализме и идее человеческого прогресса. Он также подчеркивает индивидуальность и универсальные права человека. Большинство «современных» индустриальных обществ в первую очередь организовано этими ценностями и кодами.
Постмодернизм возник во второй половине ХХ века. В отличие от модернизма, постмодернистская точка зрения предлагает скептическую критику модернистского знания и заключает, что знание, которое мы генерируем, всегда контекстно.
Постмодернистский аргумент состоит в том, что существует неизбежное слияние истины с социальной властью.
Его закрепили такие философы, как Жак Деррида, Поль Фейерабенд и Мишель Фуко.
Это проявилось в таких движениях, как массовые гражданские права и феминистские позиции, которые возникли в 1960-х годах, когда люди требовали изменений в существующих структурах власти, которые, как считалось, были связаны с христианской гегемонией белых мужчин. В 1979 году Жан-Франсуа Лиотар уловил суть постмодернистской чувствительности как отсутствие великих теорий.
В самом широком смысле метамодернистский взгляд можно рассматривать как своего рода синтез высшего порядка, который включает и превосходит как модернистский тезис о рациональности и науке, так и постмодернистскую антитезисную критику. Кроме того, метамодернисты склонны рассматривать текущее состояние наших знаний как чрезмерно хаотичное и фрагментированное и выступают за более интегрированный плюрализм, который позволяет позитивно и конструктивно работать над тем, что некоторые называют «постпостмодернистским великим мета-нарративом.