Гегельянские противоречия психологически

В дискурсе постмодерна истина открыто отвергается, а логика встречается как редкий феномен.

Рассмотрим следующие пары утверждений.
• С одной стороны, любая истина относительна; с другой стороны, постмодернизм утверждает относительность истины как абсолютную истину.
• С одной стороны, все культуры одинаково заслуживает уважения; с другой стороны, западная культура – единственная культура, которая разрушительна и вредна.
• Ценности субъективны, но сексизм и расизм действительно пагубны.
• Технология вредна и опасна, но несправедливо, что одни люди имеют в своем распоряжении больше технологий, чем другие.
• Толерантность – благо, господство – зло, но, если постмодернисты придут к власти, общественная справедливость будет обеспечена.

Мы можем заметить в таких утверждениях общие закономерности: субъективизм и релятивизм на вдохе, догматический абсолютизм на выдохе. Постмодернисты прекрасно знают о противоречиях, тем более что их оппоненты с удовольствием указывают на них при каждой возможности. И конечно, постмодернист может пренебрежительно ответить, цитируя Гегеля: «Это всего лишь аристотелевские логические противоречия», – но одно дело сказать так, а совсем другое – выдержать гегельянские противоречия психологически.

Таким образом, встает вопрос, какая чаша весов противоречий постмодернизма перевесит. То, что постмодернисты действительно привержены релятивизму, но иногда впадают в абсолютизм? Или то, что абсолютизм постмодернистских доктрин перевешивает, а релятивизм является риторическим прикрытием?

Рассмотрим ещё три примера, на этот раз столкновение посмодернистской теории и исторического факта.
• Посмодернитсы говорят, что Запад глубоко расистский, но они прекрасно знают, что именно Запад первым в истории положил конец рабству и именно там, где Запад навязывает свои идеи, расисты начинают защищать свои идеи более агрессивно.
• Они говорят, что Запад глубоко сексистский, но они хорошо знают, что именно западные женщины первыми получили право голоса, договорные права и возможности, которые до сих пор недоступны большинству женщин в мире.
• Они говорят, что западные капиталистические страны жестоки по отношению к своим более бедным гражданам, порабощая и наживаясь на них, но они очень хорошо знают, что бедные на Западе гораздо богаче, чем где бы то ни было, как с точки зрения материального благополучия, так и с точки зрения возможности улучшить свое положение.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *