The road to greatness
«Whiplash» — название джазовой композиции Хэнка Леви, которую в фильме снова и снова будет разучивать оркестр. В английском языке само слово в зависимости от контекста имеет много значений: это и работа из-под палки, и кнут, и полученная травма. Русское название — «Одержимость» — фильму подобрано идеально, отражает всю суть конфликта и прекрасно раскрывается в финальной сцене.
Фильм, который смотрится на одном дыхании, прежде всего о мучительном и главном выборе одаренного человека. Что лучше: отнестись к своему таланту, что называется, «трезво» и прагматично, или же упорнейшим образом работать, чтобы стать тем, кого запомнят навсегда?
В фильме два главных героя, оба одержимых музыкой и достижением совершенства. Один — второкурсник консерватории Эндрю Ниман — чувствует в себе силы стать величайшим музыкантом, его кумир — культовый барабанщик Бадди Рич. В процессе работы Эндрю неоднократно стирает в кровь пальцы и ладони, прекращает отношения с девушкой (которую до этого долго не решался пригласить на свидание) и портит отношения с семьей. Второй же — сверхтребовательный и суперпрофессиональный дирижер оркестра консерватории Теренс Флетчер — считает, что нет ничего хуже, чем сказать человеку «Ты молодец!» В погоне за совершенством, он по многу часов выжимает из молодых дарований всё, на что те способны. Он не боится перегнуть палку (ведь настоящий Чарли Паркер никогда не сломается!), его дело — заставить музыканта преодолеть пределы ожидаемого.
Сюжет, построенный на противоположностях, развивается по синусоиде. За успехом следует сокрушительный провал, надежда появляется и исчезает, из-за роковых случайностей происходит «shit happens», когда этого совсем не ждешь. На экране, можно сказать, бушует суровый реализм, та мистическая непредсказуемость молодой и неопытной жизни. Основной фон фильма — репетиции студенческого (но лучшего в стране!) оркестра — позволяет дополнить историю элементами комедии, показать знаковые педагогические приемы манипулирования, и напомнить, что то, что из зрительного зала видится гармонией — есть результат бесконечных репетиций, нервов и срывов.
Композиционно фильм делится на две части. Кульминация — конец первой — это полное фиаско на выступлении и нападение на дирижера прямо на сцене! После такого человек не сразу приходит в себя, он пытается порвать с прошлым, научиться существовать заново. Однако, жизнь, как известно, редко отпускает кого-либо от уготованного. Поэтому случайно, кое-как, но происходит то, что происходит. Концовка фильма — это тот самый выбор героя: уйти, откуда пришел (имеется в виду жизнь без барабанов, работа в закусочной и туманная перспектива непонятно чего) или преодолеть себя. По сути, выбор предопределен, и когда он сделан, в замедленном кадре оба одержимых кивают друг другу, поняв — теперь всё случилось, произошло, и совершенно не важно, что там будет дальше.